Немилосердный отчет о "Милосердии Тита" В четырех частях, без пролога и эпилога.
Вот сейчас будет много-много букв, и слов, и как всегда, нужные слова не находятся … Потому что музыку сказать вообще трудно…
"Deh per questo instante solo..." или Meet SextusПомимо естественного интереса послушать La Clemenza, вызванного у меня Агнетой, было еще и желание проверить правильность кое-какой догадки, или если точнее, одного впечатления. Которое возникло при знакомстве с Deh per questo… с диска Mozart Arias (если честно, мне исполнение с этого альбома понравилось больше, чем в самой Зальцбургской постановке. Кто желает, может сравнить: С диска - Зальцбург) А было это впечатление настолько прилипчивым – чего со мной почти никогда не бывает – и основывалось это впечатление на одной только музыке. Ибо сюжет я знала лишь очень приблизительно. И по-итальянски ферштее нихт. Знала только что это ария Секста из 2 Акта – вроде, раскаятельная, перед кажущейся неизбежной казнью. Вот и все.
Слушаю, слушаю, и не могу отделаться от убежденности, что вот персонаж, переживает, страдает, ему горько-грусто-плохо. И впереди ему ничего хорошего не светит… А он, елки-ежики, это не светящее ему впереди ничего хорошего, не осознает до конца, да и никак не осознает. Потому что надеется. Нет-нет, не осознанно надеется. У его надежды нет никакого логического основания. Нет. То ли в глубине души он фаталист – и будь что будет. Нет, не так. Скорее он просто не способен жить иначе, нежели настоящим мигом. Он просто счастливец, который не предвидит будущего, потому что будущего – осознанного, увиденного, прочувствованного – для него не существует. «Есть только миг, между прошлым и будущим…»
Об этом говорит только музыка. Она еще кое о чем говорит – так и хочется отнести персонаж к одной чудной категории людей… Но хочется сперва увидеть, услышать оперу от начала и до конца. С субтитрами. Прежде чем делать выводы.
Сама операСама опера.
Ох, давно, давно, не получала я такого удовольствия. Еще раз низкий поклон фарингиту, Моцарту, Весселине и славному трекеру Демоноиду! Опера была прослушана на ура. Несмотря на небольшие «глюки»
Нет, я не ярый противник классических опер в современной обработке, если эта обработка сохраняет уважение к музыке, к материалу. Хотя сама по наивности своей предпочитаю постановки классические: с традиционными костюмами, декорациями… Но на любую современную обработку не плююсь, только за то, что режиссер посмел…, позволил себе…, замахнулся и т.д. В принципе, постановка неплохая, во многом забавная, особо праведного гнева не вызывающая. Были впрочем кое-какие моменты, которые напрягали.
Во-первых, манера исполнения. Имхо, постановщик (полагаю, это его ответственность) малость переборщил с невокальными выразительными средствами: всякими вздохами, шепотом, вскриками, проговариванием некоторых фраз, рррррычанием и т.д. Особенно страдает этим Тит. Немного – Виттелия. Секст, умничка, ведет себя в этом отношении много приличнее.
Потом, обидно за образ Тита. Эта параноидально-шизофреническая окраска персонажа немножко доставала. Понимаю, режиссер счел скучным обычный образ просвещенного, милосердного и тра-ля-ля монарха. Но, имхо, перегнул с этим палку. Кроме того, не очень понравился сам исполнитель партии Тита. То ли он местами не тянул, то ли у него просто такой глуховатый тембр (особенно на низких), то ли еще что, но Тит не грел душу.
Зато была вполне милый Анний. Такой хороший-порядочный-приличный мальчик. И позабавила Виттелия (ах, этот ее ротик бантиком и хлопающие реснички).
Секст and Sextuslike creatures...Ну и конечно Секст.
Вот она могучая сила музыки. Не нужны слова, не нужно смотреть на экран. Есть музыка, есть поющий голос. И образ встает перед мысленным взором, яркий, выпуклый. Музыка все напела правильно. Проверка текстом и картинками показала, да, Секст – типичная пуся. Один из довольной ярко выраженной категории пусь.
Что такое «пуся». (или «лапа», кому как нравится. Притом, произносить слово «пуся» нужно без малейшего оттенка иронии – ибо теряется его сущность). Пуся (а в особенности пуся, получившая хорошее воспитание, духовное и нравственное) это замечательное создание. Ласковое, нежное, привязчивое. Способное тонко чувствовать, а также, сочувствовать. Люди добрые, порядочные обычно не остаются равнодушными к пусе, люди дурные, впрочем, тоже, так как жизнь пуси – это чувства, а на чувствах можно сыграть любую мелодию.
А пуся – это воплощенное чувство, эмоция. Пуся живет чувствами. Так, где мы привыкли говорить, «он подумал», «он предположил» - в случае с пусей следует сменить на «он ощутил», «он почувствовал» Это не плохо, нет-нет. Это просто так. Баланс «разум и чувства» у пуси смещен в сторону сердца. И как бывает при любом нарушенном балансе, сердце у пуси развито больше, и порой приходит к лучшим «выводам», чем голова многих «сбалансированных» созданий.
По этим по самым причинам пуся – мечта поэта. Это поток эмоций, чистых, искренних, ибо чувства пуся почти никогда не симулирует, да и, наверное, не способен на это.
А еще пуся, существо по большому счету счастливое. Это не сразу становится понятным, ведь пуси способны и страдать, да так, что мало никому не покажется. Но, как существу, живущему настоящей минутой, пусе, к счастью, не дано измерить протяженность трагедии, печали. Будущего для пуси как бы не существует. Точнее, оно есть настоящее, а настоящее – это то, то пуся чувствует в данную минуту.
Вот отсюда и та надежда Секста, звучащая в Deh per questo instante solo…
Лирическое отступление:
Вот Виттелия поет "Non più di fiori". Музыка решительная, патетическая, в ней звучит душевный подъем, который одновременно дитя и недавно пережитой бури эмоций и расчета, и склонной к авантюризму натуры Виттелии. О, Виттелия точно знает, что ее может ждать; и если ее отправят на смерть – она это предвидела, а если помилуют, что ж, она на это рассчитывала. Она идет на новую авантюру.
Вот Анний просит за друга перед императором. Музыкальный узор такой аккуратно-симметричный. Такой выверенный. Анний, конечно, тоже (как и все персонажи) находится в когтях эмоций, но на него эти когти действуют, похоже, меньше. В звучании музыки словно видны шарики, крутящиеся у него в голову. «Так, Секст, дурень, втянул себя в идиотскую историю, но... his record is clean, император – добрая душа, напомним ему об этом, может, и пронесет.»
Ну а Секст? Пока в первый раз прослушивала Deh per questo instante solo… в голове угнездилась картинка, которую оттуда трудно вышибить.
Рассвет. На веранду деревенского домика поднимается мокрая, грязная киса. Которая накануне стащила из кухни целую куру, и сбежала в ночь, под проливной дождь, спасаясь от швабры правосудия. Теперь она вернулась. Ей страшно, но она поднимается на веранду (оставляя за собой цепочку следов от грязных лапок). По привычке она тычется в угол, где обычно стоит блюдце с молочком, увы, молочка нет. Никто больше не любит бедную провинившуюся кису. Киса издает жалобный мявк. Вдалеке слышатся шаги, гремит гневный голос хозяйки. Киса забивается в уголок веранды, но инстинктивно выбирает уголок, хорошо освещенный солнце, чтобы просушить мокрую шерстку. Она трепещет, представляя себе карающий ботинок или веник (ну и совесть кисина не совсем чиста, что греха таить), но, при всем трепете, киса то и дело принимается вылизываться – не от бесчувственности, отнюдь, чисто инстинктивно…
Вот. Такой глюк.
А еще представлялся молодой патриций, отчего-то нарисованный в стиле аниме, но это абсолютно неинтересно.
Last but not leastНу и как же без героини дня! Без Весселины. Еще раз убеждаюсь – это певица с очень глубоким (и главное, правильным) понимаем своего дела. У нее ни один звук не пропадает даром, в каждый звук вкладывается смысловое и эмоциональное содержание. Она ни одной ноты не поет просто так, чтобы пропеть. А если прибавить к этому такие сугубо личные оценки, как очень приятный моему слуху тембр голоса и услаждающая мое сердце манера пения!
В общем, слов нет, одни эмоции.
Тот, кто осилил вышенацарапанное, награждается медалью за мужество.
La Clemenza di Tito...
Немилосердный отчет о "Милосердии Тита" В четырех частях, без пролога и эпилога.
Вот сейчас будет много-много букв, и слов, и как всегда, нужные слова не находятся … Потому что музыку сказать вообще трудно…
"Deh per questo instante solo..." или Meet Sextus
Сама опера
Секст and Sextuslike creatures...
Last but not least
Тот, кто осилил вышенацарапанное, награждается медалью за мужество.
Вот сейчас будет много-много букв, и слов, и как всегда, нужные слова не находятся … Потому что музыку сказать вообще трудно…
"Deh per questo instante solo..." или Meet Sextus
Сама опера
Секст and Sextuslike creatures...
Last but not least
Тот, кто осилил вышенацарапанное, награждается медалью за мужество.