В пятницу вечером с подружкой пошли на «Трубадура».Было очень любопытно, так как никогда до этого не слышала ни одной ноты из этой оперы (правда, оказалось, что все-таки слышала арию Манрико в конце третьего действия).

Начало нашего похода было весьма адреналинопровацирующее. Во-первых, маршруточник, заверивший нас, что проезжает по улице, параллельной Руставели, оказался жуликом. Нет, улица была параллельной, но далеко не первой, а где-то четвертой параллельной от Руставели. А подружка была на высоких каблуках! Хорошо, что мы вышли из дома с запасом.
Во-вторых, усаживаемся мы на свои места, смотрим на занавес и видим... Огромный - размером с занавес – плакат. Какие-то развалины, женщина с чемоданом на плече. Какие-то лозунги против фашизма, я сперва не разобрала, на каком языке. Ну, мы по наивности думаем, что это изобретение рекламирует какой-нибудь будущий спектакль. Errare human est – иными словами.
Поднимается занавес. И – о ужас!!! На заднике изображены марширующие солдаты на фоне закатного неба. На сцене столб линии электропередачи, козлы для ружей и солдаты – в СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЕ ЦВЕТА ХАКИ!!!
Подружка – девочка более нервная – чуть не сбежала. Впрочем, 8 лари – не такие деньги, которые хочется бросить на ветер. Мы остались. К счастью. Потому что все оказалось, хоть и неожиданно, но не так уж страшно.

В общем, из средневековой Испании, нас перенесли во времена испанской Гражданской войны 1936 – 1939 гг. Граф ди Луна командовал отрядом испанских фашистов. Манрико был, разумеется, республиканцем. Дуэль между ними, соответственно, велась на пистолетах. Азуччена стала командиром отряда республиканцев-коммунистов, которые во втором действии торжественно въехали на сцену на стареньком грузовике, размахивая плакатом с надписью «No pasaran!». Леонора вместо монастыря отправлялась в эмиграцию.

С одной стороны это звучит страшновато. Бедный Верди. Но с другой – получилось не так уж смертельно, а главное, как ни странно, не дисгармонировало с музыкой, что лишний раз доказывает общечеловеческое значение прекрасной музыки этого композитора. Кроме того, нам, зрителям, не понимающим итальянского, было легче поверить и войти в атмосферу этой неожиданной постановки. И Азуччена, исполнявшая с кузова грузовика арию, в которой она рассказывает о смерти своей матери, казалась искренней, пламенной коммунисткой. Неплохо эта «трактовка» смотрелась и в начале третьего действия, когда ди Луна захватывает Азуччену в плен. Леонора и эмигранты смотрелись правдоподобно, и вызывали сочувствие...

Понимаю, мои слова могут звучать (пардон, читаться) как кощунство. Я сама против такого рода переделок классики. Но факт остается фактом. Неплохо.

Итак, итоги:
1. Декорации и костюмы в стиле модернизма-гиперминимализма. Что плохо. Потому что даже в выбранной трактовке более детальные и богатые декорации смотрелись бы много лучше чем столб линии электропередачи и кОзлы. И ой, забываю, в начале третьего действия на сцене были палатки (но все равно - минус). Ответственный за безобразие - дизайнер Chris de Wilde
2. Трактовка. Сомнительная. (0) Ответственный за зрительский шок - постановщик Vernon Mound
3. Музыка Верди. Кстати, хоть и «Трубадур» считается тяжелой, гнетущей оперой и не пользуется большой любовью у критиков, сама опера слушается отлично. Много красивых мелодий. Четвертое действие, хоть и действительно мрачное, производит сильное впечатление. Гармоничные сцены слушаются на одном дыхании (много +-ов).
4. Певцы. Который старались. Которые действительно хорошо пели. Которым спасибо за доставленное удовольствие (большой +).