Или отчет о просмотре оперы "Даиси" (в понедельник, 14-ого), до которого у меня наконец-то дошли руки.

Странное дело: о постановках хороших и приятных расказывается скоро и немногословно. Потому что хочется задержать это прекрасное, светлое впечатление в груди, не выплескивать его из себя. И впечатление это так теснит грудь, что мешает высказаться, облечь все в слова. А о постановках неудачных, которые вызывают ужас, рассказы получаются долгими и захватывающими.
(Я скоро эту цитату наизусть зазубрю, ага Будь я театральным обозревателем – писала бы сплошь о провальных постановках, факт. А об успешных писала бы, наверное, Агнета )

Так вот. Даиси. Коротко о фактах. Опера грузинского композитора З. Палиашвили. Повествует о том, как вернувшись из дальних странствий юноша Малхаз, узнает, что за время его отсутствия его возлюбленную, Маро, насильно обручили с военачальником Киазо. Малхаз пытается вернуть любимую, но безрезультатно – он погибает в поединке с Киазо.
Музыкальной основой оперы являются народные мелодии. В опере много массовых сцен, хоровых и танцевальных номеров.

И уже не коротко – о конкрентных впечатлениях.

Итак.
1. Оказывается большой зал Консерватории - не такой уж большой.
А я – дубина. Дело в том, что сейчас в здании Оперы идет масштабный ремонт. И все постановки идут на сцене тбилисской Консерватории. А дубина я, поскольку была крайней огорчена, поняв, что на сцене Консерватории может идти только концертная версия оперы.
2. Сама опера мне очень понравилась,несмотря на мою нелюбовь к местным народным мотивам. Действительно красивая, драматичная, яркая опера. Трагичная музыка (что я порой люблю). Прекрасная увертюра. В общем, как только ремонт в здании Оперы будет закончен, я обязательно пойду на «Даиси», чтобы увидеть традиционную постановку, с декорациями, с костюмами и со всем-всем-всем.
3. «Маэстро, урежьте марш!»
Разумеется, на крохотной сценке, где еле помещались оркестр и солисты, о танцах и речи быть не могло. Танцы убрали, сответственно, вырезали музыку танцев (хотя, как подумали мы с мамой, они вполне могли повесить экран, на котором можно было показать запись танцев в исполнении нашего же тбилисского балета). Из-за этих сокращений, я, кстати, дважды не успела вовремя приготовить фотоаппарат и записать пару действительно хороших арий.
4. Какая боль, какая боль! Оркестранты – солисты: пять – ноль!
Может, я невежественный человек, но, имхо, громкость звучания оркестра зависит от дирижера. Дирижером был очаровательный старичок, размахивавший дирижерской палочкой с крайним воодушевлением, энергичный – и наверное, даже слишком энергичный, потому что он так "подстегивал" оркестр, что на некоторых форте, я подпрыгивала в кресле. Про фортиссимо молчу. Так вот – что стоило во время репетиций послушать, что получается, и немного утишить оркестр? Да, может, это проблема певцов - не тянут. Но разве не хочется перподнести слушателю оперу в наилучшем виде, постараться сгладить недостатки, а не выпятить их?
5. “Mars is bright tonight”.
Сидящие рядом со мной завсегдатаи тбилисской оперы клялись, божились, что звезды в этот день явно не благоприятствуют оперным постановкам. Мол, обычно и певцы выступают удачнее, и оркест играет лучше. Ну, наш оперный оркестр всегда был не на уровне. Но вот певцы в тот день явно были в нокдауне. Чачуа (исполнительница главной партии, сопрано), которая в свое время очень неплохо спела и сыграла пажа Оскара с «Бале Маскараде», пела из рук вон плохо. Она как будто была в отключке, не совсем понимала, что поет, зачем поет, и вообще «кто этот пострадавший»... Тенор (Малхаз) был для Тбилисской оперы довольно сносным. Но – пел по нотам. Не подготовился к опере, которой ежегодно открывается и закрывается сезон? Кроме того, вид у него был такой, будто он попал на сцену немножко случайно, и оттого звучал он несколько... легкомысленно. Баритон (Киазо), наверное, единственный, который вошел в роль и пел, в целом, неплохо, вдруг, во второй своей арии (а точнее в ансамбле с хором) вдруг дважды сорвал себе голос. (( Нет, я конечно, сочувствую певцам и оркестру, которые вынуждены выступать в ужасную жару, в зале без кондиционера. Но работа есть работа. И ее нужно выполнять максимально хорошо.
6. А напоследок я скажу...
Обязательно послушайте, а еще лучше посмотрите «Даиси». Думаю, эта опера должна вас тронуть. И не только в целом - отдельные номера, пожалуй, тоже не оставят вас равнодушными. Понравилась живая, энергичная, зажигательная песня Цангалы, воспевающая кажетинская вино. Большое впечатление произвела «Суло Борото» (Злой Дух) – ария Киазо, которую, кстати, наш баритон довольно проникновенно исполнил. С баритоном же очень хорош ансамбль, с хором, перед выступлением в поход против напавших на село горцев. Жаль вот только, что все записи в сети жутко плохого качества. Хотела выложить кое-какие, но они такие бледные, что лучше уж все это слушать вживую.

Хотя вот – более-менее приличные: ария Малхаза из первого действия. Поет Тенгиз Заалишвили. Зело лирическая ария.

А вот и она - «Суло Борото», ария Киазо. Давид Гамрекели. К прослушиванию крайне рекомендуется.


Не могу найти тот номер, где Киазо поет вместе с хором, перед тем, как отправиться в поход против воинственных горцев. А он красивый.

И еще, предсмертная ария Малхаза. Исполняет Зураб Анджапаридзе. (это у меня глюки, или там и вправду слышится немного Пуччини ).